Путешествие в страну экопродуктов
По последним данным Европейской комиссии, 40% шведских потребителей регулярно приобретают экосертифицированные товары и продукты. О том, как им это удается, узнал Экологический союз.
В рамках нашего визита мы посетили семинар, организованный Шведским обществом по охране природы (SSNC). Организация, кстати, является оператором экомаркировки первого типа – Good EnvironmentalChoice.
Представители SSNC представили несколько исследований, опубликованных компанией SB INSIGHT. Авторы отчета разделили современные группы потребителей на четыре категории: эгоисты, умеренных взглядов, умные и убежденные. По словам директора департамента экосертификации и экопотребления SSNC Евы Эйдерстрём, наиболее интересны для изучения две последние категории. Именно такие потребители способны принимать решения и участвовать в построении устойчивого общества. Кстати, в Швеции за последние два года доля умных потребителей (smart) – выросла с 15% до 20-28%.
В отчете SB INSIGHT также отмечается, что отношение шведских потребителей к ответственному потреблению меняется в положительную сторону. Так, например, 75% положительно относятся к переработке мусора, 55% готовы покупать вещи б/у или ремонтировать их.
В целом согласно прогнозам исследователей, в будущем на поведение потребителей могут повлиять два фактора: через 20 лет 70% населения будет жить в городах, а уровень среднего класса приблизится к 2030 году к 4,9 млрд (для сравнения: в 2009 - 1,8 млрд.).
Шведские потребители доверяют экомаркировке
Активный рост ответственных потребителей влияет на продажи экопродуктов. Так, серьезный бум на органик-еду в Швеции был в 2014-2015 году (почти 40%). На данный момент, каждый третья продуктовая корзина содержит по крайней мере один органический продукт.
Представители SSNC считают эту ситуацию отражением массовых трендов: появилось поколение миллениалов со своим особым взглядом на мир, стремлением вести здоровый образ жизни и готовностью заботиться о планете. Вместе с тем, популярности органик и экопродукции способствует также активная деятельность экологических организаций. Активисты рассказывают покупателям о том, почему нужно делать выбор в пользу экопродуктов с общепризнанными маркировками. Например, для этого каждый год проводится Green action week.
Обычно акции проходят непосредственно в магазинах. Представители ритейла поддерживают «зеленые» инициативы и разрешают волонтерам просвещать покупателей. В прошлом году в рамках Green action week прошли информационные кампании, посвященные продуктам питания. В этом году активисты рассказывают о косметике и моющих средствах.
Нас заинтересовал необычный и креативный подход шведов к экорекламе. В своих концепциях и образах они используют недовольные мультяшные лица, которые пользуются обычными моющими средствами без удовольствия. Посыл примерно следующий: вы несчастны? Все еще моете голову обычным шампунем? А знаете ли вы о всех вредных веществах, которые есть в его составе? Мы исправим это…
Ниже пример информационной кампании о вреде микропластика в группе SSNC в Facebook.
Все информационные буклеты и постеры, которые получает потребитель, говорят о том, каким экомаркировкам стоит доверять. В сегменте бытовой химии и косметики на первом месте – экомаркировки первого типа. Именно они запрещают использовать в составе продукта различные аллергены и вредные компоненты. Самые распространенные в Швеции: Good Environmental Choice (Швеция),Ecolabel (Евросоюз), Nordic Swan (Скандинавия). Напомним, в России единственной общепризнанной экомаркировкой первого типа, входящей во Всемирную ассоциацию экомаркировки, является «Листок жизни».
Экомаркировки по степени важности в сегменте бытовой химии и косметики
В пищевой сфере предпочтение отдается тем продуктам, которые имеют органик-маркировки: EU Organic (Европейский союз), KRAV(Швеция). Кстати и маркировки первого типа, и органик являются лидерами по узнаваемости среди местных покупателей. Как говорят эксперты SSNC, люди покупают такие продукты, потому что верят в их экологичность.
Как должен выглядеть идеальный экомагазин
Искать продукты с экомаркировками мы отправились в один из магазинов известной сети WILLYS. Это дискаунтер, специализирующийся на экопродуктах. На данный момент всего в стране около 200 магазинов этого бренда с еженедельной посещаемостью в 2 млн человек.
Несмотря на то, что корпоративный цвет WILLYS - красный, это нисколько не мешает магазину быть «зеленым». В 2009 году сеть получила экомаркировку первого типа Good Environmental choice («Ястреб»), в 2012 году наняла менеджера по устойчивому развитию, а в 2015 представила новую стратегию «Эко для всех». Ее смысл в том, чтобы выбор экопродуктов становился шире и доступнее для потребителя. Т.е позиция проста: вы не должны быть богачами, чтобы покупать такие продукты.
Вначале магазин проходил сертификацию по первой версии стандарта Good Environmental choice (от 2000 г.). Согласно критериям экомаркировки супермаркету разрешалось представлять определенную долю сертифицированной продукции (чаще всего – KRAV и европейские экомаркировки первого типа) в 15 категориях товаров. Спустя годы после ужесточения стандарта магазин по своей инициативе стал увеличивать ассортимент продукции, которая обладает экологическими характеристиками и экосертификатами. Сегодня это около 200 позиций.
Больше всего сертифицированных продуктов питания можно выбрать среди молока, бананов, кофе и картофеля (органик-маркировкиKRAV, EU Organic; Fair Trade). Особое внимание уделяется продаже сертифицированной рыбы (экомаркировка MSC и Fair Trade). Также магазин проверяет, не использует ли производитель определенные виды рыб, находящиеся под угрозой исчезновения.
Среди бытовой химии и косметики (шампуни, стиральные порошки и.т.д) чаще всего встречаются экомаркировки первого типа: NordicSwan, Good Environmental Choice и EU Ecolabel.
Как магазин выделяет сертифицированные продукты? Все просто. Рядом с ценой товара магазин размещает зеленую этикетку, на которой отмечена одна из экомаркировок. Кроме того, в некоторых секциях размещаются отдельные плакаты с пометкой «эко», а перед кассой на экранах монитора можно посмотреть соответствующие ролики.
В WILLYS с гордостью отмечают, что доля продаж органической продукции растет. С 2013 года она увеличилась почти в три раза и достигла 6%. Но Willys - это не только еда, это также люди. Компания гордится своими сотрудниками, которые разделяют ценности устойчивого развития.
После обзорной экскурсии один из консультантов WILLYS повел нас за кулисы, чтобы показать, как магазин соблюдает экологические требования маркировки «ястреба».
Надо добавить, что сертифицированные продукты мы встретили не только в WILLYS, но и в других известных сетях: Lidl, Coop, IСA и специализированных экомагазинах. Несмотря на то, что ассортимент и цены везде отличаются, экологичные товары остаются доступными для покупателя.
Комментарии