«Лефкадия» - виноделие и продуктовое экопроизводство
– Расскажите немного истории создания предприятия: как оно появилось, какие предпосылки этому способствовали?
История «Лефкадии» ведет отсчет от 2004 года, когда один французский дистрибьютор вина пригласил меня на переговоры в Краснодарский край: он затеял производство качественного российского вина и хотел привлечь меня в качестве инвестора. Я осмотрел хозяйство потенциального партнера, но мы тогда не договорились по цене, я уехал, но часто вспоминал красивейшие пейзажи этих мест, похожие на Тоскану. В результате принял решение приобрести землю недалеко от села Молдаванское в 6 км от Крымска. как выяснилось потом, мне удалось приобрести один из лучших терруаров в предгорной зоне Краснодарского края.
В 2009 году мы собрали первый урожай, в 2011 первый раз представили публике наше вино. На сегодняшний день ежегодный объем производства составляет около 300 тыс. бутылок.
– Каковы на сегодняшний день основные направления бизнеса компании
Создавая «Лефкадию», я руководствовался идеей создания вина, которое могло бы конкурировать с европейскими и новосветскими винами. Построив винодельню и выпустив на рынок наше вино, мы решили заняться производством экологически чистых продуктов питания: овощей, сыра, злаковых.
В самом начале мы очень рассчитывали в качестве партнеров привлечь местных фермеров, которые бы согласились выращивать биопродукцию на основе технологий, предложенных нашими европейскими консультантами, но в итоге отказались от такой модели. Ниша натуральных продуктов без примеси химических добавок пока недостаточно развита в России – нет соответствующего законодательства и мотивации со стороны фермеров.
Поэтому мы были вынуждены создать собственное хозяйство с нуля: сейчас на территории «Лефкадия» работает сыродельня, молочная ферма, мы занимаемся овощеводством, выращиваем рис, делаем мед, посадили трюфеля. В этом году начали продавать высокоолеиновое подсолнечное масло холодного отжима, на очереди – рис и полба.
– Где находится предприятие, каковы условия производства товаров?
Наши земли расположены в Крымском районе Краснодарского края, и один из главных факторов для принятия решения о запуске винодельни – уникальность местной почвы. Когда-то на этой территории произошел тектонический сдвиг, в результате которого геологические слои встали вертикально. Теперь каждые 50 метров чередуются типы почв, часть из которых подходит для выращивания белого виноград, другие – для красного. Здесь и мергель, и краснозем, и песчаник, и известняк. Кроме того, «Лефкадию» от моря отделяет две линии гор, воздающие контрастные перепады температур, отчего вино получается более элегантным и ароматным.
Когда мы пригласили для консультации известного французского энолога Патрика Леона, он очень внимательно изучал почвенный состав, долго присматривался. Думаю, исключительное качество терруара стала для него одним из самых убедительных аргументов, когда он согласился делать с нами премиальные вина.
– А теперь можно пару слов о секретах и технологиях? В чем уникальность производимого продукта?
Как я уже сказал, уникальность нашего вина, в первую очередь, объясняется сочетанием выдающихся почвенных характеристик и климатических особенностей. Но, безусловно, природа предоставила нам отличную площадку, на которой нужно было уже своими силами строить маленькую плодородную страну. Мы не могли и не хотели возвести винодельню отдельно – необходимо было заново выстроить инфраструктуру на участке и прилежащем к нему территориях.
В 2004 году картина здесь наблюдалась неприглядная: заброшенные с советских времен старые виноградники, запущенное водохранилище, разбитые дороги. Все пришлось расчищать и выкорчевывать, готовить территорию к проекту: например, мы проложили 50 км грунтовых дорог на собственные средства.
Сегодня винная составляющая «Лефкадии» - это не только винодельня, но и уникальная энолаборатория, где проводятся технические, аналитические и микробиологические исследованиями. В питомнике изучают и культивируют несколько десятков международных и российскихсортов винограда под контролем французских специалистов, а собственно винодельня работает по гравитационному принципу и оснащена 190 емкостями с температурным контролем объемом от 500 до 5000 литров.
Вина выдерживаются от 3 месяцев до 2 лет в специальных дубовых бочках, которые изготавливаются по заказу «Лефкации» во Франции.
– Что отличает органическое вино от обычного?
Мы не производим органическое вино, поэтому здесь я вряд ли могу комментировать.
– Повлияли как-то кризис на развитие компании?
За последние несколько месяцев наш винный и фермерский бизнес вышли на новый уровень объема производства. Это во многом произошло за счет введения продуктового эмбарго и резкого роста цен на импортную продукцию из-за падения курса рубля. Потребителям пришлось пересматривать свой рацион, и фокус внимания сместился в сторону отечественных продуктов. Уже в конце 2014 года мы на 100% реализовали все наши стоки вина и сыра: на полках супермаркетов крупных российских ритейлеров высвободилось несколько позиций для российских продуктов и алкоголя.
В 2015 году мы намерены в несколько раз увеличить объем производства по всем направлениям бизнеса.
– Что в целом думаете о развитии отрасли производства натуральных продуктов в России? Каковы перспективы и какие есть проблемы?
Для того, чтобы производство натуральных продуктов действительно стало отраслью, а не единичными проявлениями энтузиазма, в России необходима законодательная база, защищающая производителей биопродукции. Четыре года мы вели переговоры с фермерами, пытаясь приобщить их к нашему пуританскому отношению в части производства биологически чистых продуктов, но без успеха: выращивать помидоры с использованием химикатов в нашей агродействительности гораздо рентабельнее.
Потребитель тоже не видит особой разницы между фермерским и натуральным продуктом, хотя постепенно требования к качеству продукта со стороны целевой аудитории растет. При этом потенциал сегмента «чистой еды» огромен и пока еще много свободных ниш для инвестиций. Пользуясь временными благами контрсанкций, со стороны аграриев было бы логично присмотреться к этому бизнесу.
– Где в основном продается ваша продукция и кто ваш потребитель? Разборчив ли российский потребитель? Видит ли он разницу между вашей продукции и товарами массового производства?
Пока для нас основной рынок сбыта – это ЦФО, причем 30-40% продаж приходится на Санкт-Петербург. Постепенно мы наращиваем активности в регионах – в Поволжье, на Урале, на юге. В некоторых регионах процесс идет трудно: стоимость нашей продукции дистрибуторами за пределами двух столиц воспринимается как чрезмерно высокая.
Российский же потребитель приучается к таким понятиям, как «премиальное российское вино» и «русский камамбер»: долгие годы эти продукты ассоциировались исключительно с иностранными торговыми марками, сейчас восприятие меняется.
Мы постепенно завоевываем доверие покупателя, и растущий спрос на продукты «Лефкадии» показывает, что у нас получается.
Комментарии